Леонид, привет тебе из Воронежа! Прошу прощения за то, что долгое время не отвечал. Был сильно загружен работой. 1) "оформить листы, чтобы во всем сборнике все было одинаково, чего невозможно добиться дергая каждый стан за хендл" - формулировка вопроса не совсем понятна. Одинакового расстояния между станами на протяжении всего сборника не всегда удаётся достичь, кроме того, это не всегда целесообразно. Доводить партитуру вручную бывает зачастую необходимо. 2) "- каким шрифтом писать подстрочный текст, чтобы грамотно выглядел (как в томеII) знак отделяющий слоги слова?" Если мы правильно поняли, то этот "знак" есть знак подчёркивания. После слога, который не является заключительным в слове, ставится знак подчёркивания и нажимается клавиша "пробел" (при вводе лирики как непосредственно под нотами, так и в окне лирики). 3) "- в конце партитуры появилась заключительная тактовая линия на все станы, как это избежать?" При создании партитуры обычным путём этого явления не возникает. Непонятно, как этого удалось добиться для данной партитуры, и как это устранить - тоже. В прилагаемой партитуре Sibelius соответствующие изменения производить легко. 4) "- когда я расставлял динамические вилки по вертикали на все станы, то при удалении вилку на паузирующем стане, исчезали все остальные. При ручной расстановке получается не ровно по вертикали. Как этого избежать?" К сожалению, мы не умеем расставлять динамику по вертикали на все станы. В Sibelius-е есть возможность копирования вилок и вставки их на другие станы с сохранением вертикального позиционирования. 5) "- как расставить сеньо и фанарь только над верхним и нижним нотоносцах?" Мы этого делать не умеем. В Sibelius-е расстановка фонарей для станов индивидуальная. 6) "- почему иногда невозможно изменить скорость воспроизведения?" Вопрос не совсем понятен. Требуется ли изменить скорость до начала воспроизведения или в процессе оного? 7) "- почему знак арпеджио налезает на ноты? Как это избежать?" Чтобы изменить горизонтальное расположение арпеджио относительно ноты, надо: - выполнить двойной клик по знаку - в появившемся окне в группе "Расположение" нажать кнопку "Удобное расположение..." (она там одна, в английском Finale названия могут быть другими). - в появившемся маленьком окошке установить значение B вверху в "-0,1" (надо посмотреть, что получится, и подкорректировать). Если надо ставить много таких знаков, надо в таблице знаков артикуляции продублировать знак арпеджио (кнопкой "Дублировать"), и для нового знака настроить вышеупомянутое свойств как надо. 8) "- какой нужно использовать ключ для альтовых домр?" Обычный скрипичный, но сделать инструмент транспанирующим. Уже около года я работаю в Sibelius, а не в Finale. Этот редактор действительно более прост в обращении и позволяет оформлять партитуру не хуже, чем в Finale. Высылаю тебе методические рекомендации по работе в Sibelius. Александр.