А
  
  АБЕЦЕДАРИЙ - форма средневековой поэзии, в которой первые буквы каждой строфы или каждого стиха следуют в порядке алфавита; применяется как в религиозной (см. «Гимны»), так и в светской дидактической поэзии (напр. «ABC des femmes», нач. XIV в.).
  АБЗАЦ (нем. Absatz) - 1) часть текста от одного отступа до следующего; 2) отступ в начальной строке текста;
  АБРАКАДАБРА (ср.-лат. abracadabra) - 1) бессмысленное слово, которому в старину приписывалась чудодейственная магическая сила; 2) бессмыслица, непонятный набор слов.
  АБРЕЖЕ (фр. abrege) - сокращенная передача, выписка, извлечение из сочинения.
  АВАДАНА (cказание о подвиге) - один из жанров буддийской художественной литературы - повесть о благочестивых или греховных деяниях и отражении их на последующих воплощениях совершивших их существ.
  АВЕСТА (ср.-перс. apastak текст, основной текст) - священные книги у некоторых древних народов Средней Азии, Азербайджана и Ирана; ранние части Авесты приписываются преданием пророку Заратустре (Зороастру); с комментариями называется Зенд-Авеста.
  АВТОБИОГРАФИЯ (гр. autos сам + биография) - жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим.
  АВТОГРАФ (гр. autos сам + grapho пишу) - собственноручная подпись, надпись или рукопись.
  АВТОКРИТИКА - самокритика, соображения писателя о своем произведении или о себе самом как авторе.
  АВТОЛОГИЯ (гр. autos сам, собственный + logos слово, понятие) - употребление слов в их собственном (или прямом) смысле, в противоположность фигуральному (или преносному) значению.
  АВТОНИМ (гр. autos сам, собственный + onoma, onyma) - подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом.
  АВТОР (латр. autor) - лицо, создавшее художественное, научное, техническое и т.п. произведение.
  АВТОРСКОЕ ПРАВО - исключительное право автора на воспроизведение и распространение его труда.
  АВТОРИЗОВАТЬ (фр. autoriser разрешать) - дать полномочие, разрешение на перевод своего произведения; а в т о р и з о в а н н ы й   п е р е в о д - перевод, сделанный с согласия автора или утвержденный им.
  АГАДА (Agada или Hagada) - большая область талмудической литературы, содержащая афоризмы и поучения религиозно-этического характера, исторические предания и легенды.
  АГИОГРАФИЯ (фр. autoriser разрешать) - вид церковно-исторической литературы, содержащей жизнеописания (жития) "святых" и церковных деятелей.
  АГИТАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА - совокупность художественных и не-художественных произведений, к-рые, воздействуя на чувство, воображение и волю людей, побуждают их к определенным поступкам, действию.
  АГОН (гр. борьба, состязание) - словесный спор, столкновение мнений; композиционный элемент древнеаттической комедии - часть, идущая за пародом (см.) и заключающая спор действующих лиц, в котором побеждает лицо, выражающее идею автора.
  АДАПТАЦИЯ (лат. adaptare приспособлять) - приспособление, облегчение текста, например, литературно-художественного произведения, для определенной категории людей, с определенной целью, например: для детей, для изучающих иностранные языки и т.д.
  АДАПТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ (лат. adaptare приспособлять) - текст (например, книги), приспособленный для малоподготовленных читателей (см. адаптация).
  АДОНИЕВ СТИХ (V. Adonius) - стих античной метрики следующего строения: —UU—U = «Risit Apollo»; свое название получил от частого употребления в гимнах на смерть Адониса; относится к числу логаэдов.
  АДРЕС (фр. adresse) - письменное приветствие, обращение.
  АКАТАЛЕКТИКАС - случай отсутствия рифменного окончания сверх естественной границы стопы: мужское окончание для ямба и анапеста, женское - для хорея и амфибрахия, дактилическое - для дактиля.
  АКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ - стих, последняя стопа которого не видоизменена по сравнению с предыдущими в отношении числа слогов, то есть не уменьшена и не увеличена, напр.: «мчатся тучи, вьются тучи» - U'U U'U U'U U'U, последняя стопа равна остальным.
  АКМЕИЗМ (гр. akme расцвет) - декадентское течение в русской литературе, возникшее в 1912 - 1913 гг. и просуществовавшее до 1922 г. Поэзия акмеистов характеризовалась индивидуализмом, эстетством, формализмом, проповедью "искусства для искусства".
  АКРОМОНОГРАММА - стихотворение, в к-ром конечный слог каждого стиха повторяется в следующем за ним стихе как начальный, например: "И плещет светлая волна | На золотой песок"; распространенной акромонограммой является один из видов стихотворений с так называемой "начальной рифмой", например: "Реет тень голубая, объята | Ароматом нескошенных трав".
  АКРОСТИХ (гр. akrostichis) - стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово или фразу, например: "Лазурный день | Угас, угас, | Ночная тень, | Ах, скрыла нас" - Луна.
  АКТ (лат. actus) - действие, часть драматического произведения.
  АКЦЕНТ РИТМИЧЕСКИЙ - в метрике усиление каких-либо слогов, закономерно повторяющееся и образующее ту или иную принципиально сходную ритмическую инерцию, создающую стихотворный ритм.
  АКЦЕНТНАЯ СИСТЕМА - система стихосложения, основанная на том, что в ней регулируется главным образом число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно, например: "Дне́й бы́к пе́г, | Ме́дленна ле́т арба́, | На́ш бо́г бе́г, | Се́рдце — на́ш бараба́н".
  АКЦЕНТНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - см. тоническое стихосложение.
  АКЫН - народный поэт-певец у казахов, киргизов и некоторых других народов.
  АЛАНКАРА (букв. украшение) - термин древнеиндийской поэтики, обозначающий совокупность стилистических форм (фигуры, тропы), придающих речи характер поэтической.
  АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ - французский двенадцатисложный стих с цезурой после шестого слога, с обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слоге и с обязательным смежным расположением попеременно то двух мужских, то двух женских рифм; русским александрийским стихом называется шестистопный ямб с обязательной цезурой после третьей стопы и с аналогичной французскому александрийскому стиху рифмовкой, например: "Никто на празднике блистательного мая, | Меж колесницами роскошными летая, | Никто из юношей свободней и смелей | Не властвует конем по прихоти своей".
  АЛКЕЕВ СТИХ - стих античной метрики, выработанный Алкеем, греческим лириком VII-VI вв. до христ. эры. Относится к числу логаэдов; ммеются следующие три вида: 1) одиннадцатисложный: U—U—U—UU—U U; например «Odi profanum vulgus et arceo»; 2) десятисложный: — UU — UU — U — U, например «Nec veteres agitantur orn», 3) девятисложный: U—U—U—U—U, например «Dumeta natalemque silvam».
  АЛКМАНОВ СТИХ - стих античной метрики следующего строения: —UU—UU—UU——, например «Aut Epheson, bimaris Corinthi».
  АЛКМАНОВА СТРОФА - двустрочная строфа античной метрики, имеющая первой строкой гекзаметр, а второй - алкманов стих.
  АЛКОРАН - устаревшее то же, что коран.
  АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ - иносказательный.
  АЛЛЕГОРИЯ (гр. allegoria - иносказание) - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.
  АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad к, при + litera буква) - в стихах, реже прозе - повторение одинаковых или созвучных согласных звуков, например: "Мой милый маг, моя Мария" (Брюсов).
  АЛЛОНИМ (гр. allos другой + onoma, onyma имя) - чье-либо подлинное имя, использованное как псевдоним.
  АЛЛОТРИОЛОГИЯ - внесение в речь посторонних мыслей, не связанных непосредственно с главным предметом; в современной литературе - один из часто употребляемых приемов, например: "В газетах петитом шесть строгих строк | (Воет трам и авто трубит): | Иван Иванов окончил срок. | Иван Иванов — убит".
  АЛЛЮЗИЯ (фр. allusion намек) - стилистическая фигура, выражение, являющееся намеком на известное историческое событие (например, Пиррова победа) или на литературное произведение (например, Демьянова уха - по названии басни Крылова).
  АЛОГИЗМ - литературный прием; введение в литературную речь всякого рода логически бессмысленных моментов, нелепости в литературной речи, разрушение логических и причинных связей, движение речи по случайным ассоциациям, несоответствие синтаксического и смыслового движения речи, противопоставление (сопоставление) моментов, не заключающих в себе ничего противоположного (общего), например: «И. И. несколько боязливого характера. У И. Н. напротив того, шаровары в таких складках...»; мнимое (абсурдное) умозаключение, логический разрыв между репликами, словесное прикрытие логической пустоты и т. п.; чаще всего имеет место в прологе, в речи рассказчика, причем алогизм связан обычно с установкой на комическое, иронию, гротеск, иррациональное.
  АЛЬБА (прованс. alba букв. рассвет) - в поэзии трубадуров - утренняя песня.
  АЛЬМАНАХ (лат. almanachus) - сборник литературных произведений разных авторов.
  АМЕБЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем периоды, входящие в эти ряды, также обычно парны; широко распространен в народной поэзии, например: «Золотой мой друг и братец, | Дорогой товарищ детства... | Редко мы бываем вместе, | Редко ходим мы друг к другу... | Так давай свои мне руки, | Пальцы наши вместе сложим» (Калевала).
  АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio распространение, увеличение) - в стилистике - накопление нескольких сходных определений, усиливающих характеристику явления, например "он храбрый, отважный человек".
  АМФИБОЛИЯ (гр. amphibolia двойственность, двусмысленность) - в стилистике - выражение, могущее быть истолкованным различным образом.
  АМФИБРАХИЙ (гр. amphibrachys) - стихотворный размер, стопа которого в античном стихосложении имеет три слога, из которых один долгий между двумя краткими; в русском стихосложении - стопа, имеющая ударный слог между двумя безударными (U —́ U), например: "Как ны́не | сбира́етс | ся ве́щий | Оле́г" (Пушкин).
  АМФИМАКР (гр. amphimakros) - трехсложная стопа, состоящая из двух долгих слогов и краткого посредине ( — U —).
  АНАБАСИС (гр. anabasis восхождение, движение в глубь страны) - название двух древнегреческих сочинений о великих походах: а) описание похода Кира младшего (автор Ксенофонт); б) история похода Александра Македонского в Азии (автор Арриан).
  АНАГОГА (или анагогическое толкование) - иносказательное, аллегорическое объяснение библейских текстов.
  АНАГРАММА (гр. ana... пере + gramma буква) - перестановка букв в слове для образования другого слова, например: топор - ропот, ласта - атлас.
  АНАДИПЛОСИС (гр. anadiplosis удвоение) - стилистическая фигура, состоящая в том, что отрезок речи (стих, фраза) начинается словами, которыми заканчивается предыдущий, например "Голова болит, мало можется. Мало можется, нездоровится".
  АНАКЛАСИС (гр. надлом, загиб) - прием в античном стихосложении, заключающийся в перестановке кратких и долгих слогов в некоторых метрах, особенно часто в иониках, вместо группы U— получается —U.
  АНАКОЛУФ (гр. anakoluthon) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении грамматической или логической правильности речи, например: "Ее жених в прошлом был поляком" (М. Зощенко).
  АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ (гр.) - вид лирической поэзии, воспевавшей веселую, беззаботную жизнь, любовь, вино, пиры и т.п. (по имени древнегреческого поэта Анакреон(т)а, жившего около 500 г. до н. э., автора любовных и застольных песен).
  АНАКРЕОНТОВ СТИХ - стих античной метрики по схеме: —UU //— .
  АНАКРУЗА, АНАКРУСА (гр. anakrusis) - в древнегреческой метрике - слоги, предшествующие первому ритмическому повышению; в русском силлабо-тоническом стихосложении - лишние (то есть превышающие число слогов в стопе) слоги в начале ритмического периода, например: "Русалка плыла по реке голубой, || Озаряема полной луной" (Лермонтов) - первый слог второй строки - анакруза в амфибрахии.
  АНАЛЕКТЫ (гр. analekta избранное) - избранные сочинения одного или нескольких писателей.
  АНАЛОГИЯ (гр. analogia) - лингв. изменение грамматической формы по образцу другой формы, связанной с данной формой в грамматической системе языка, например: форма "договора́", "шофера́" (вместо правильной "договоры", "шоферы") образована по аналогии с формами типа "мастера́".
  АНАПЕСТ (гр. anapaiston) - стихотворный размер, стопы которого в античном стихосложении состоят из двух кратких и одного долгого слога, в русском стихосложении - из трех слогов с ударением на последнем слоге (U U —́), например: "Бедняки́ | ему пе́с | ню пою́т" (Некрасов).
  АНАПЕСТОЯМБ - сложный метр, вводившийся в России противниками дактило-хореического гекзаметра в начале прошлого века.
  АНАФОРА (гр. anaphora) - повторение в начале двух или нескольких отрывков речи (стихов, фраз) одного и того же слова или звука, например: "Али я тебя не холю? Али ешь овса не в волю?" (Пушкин).
  АНАХРОНИЗМ (гр. перенесение во времени) - нарочитое или ненамеренное нарушение хронологического правдоподобия, приписывание явлений или событий одной эпохи другой.
  АНАЦИКЛИЧЕСКИЕ СТИХИ - стихи, которые можно читать и с начала и с конца, причем они не теряют своего смысла, например "Хочу тебя любить, любить тебя хочу".
  АНЕКДОТ (гр. anekdotos неопубликованный) - короткий (обычно устный) шуточный рассказ о смешном, забавном или любопытном происшествии.
  АННАЛИСТ (лат.) - летописец.
  АННАЛЫ (лат. annales годовой, годичный, погодный) - летопись.
  АННОТАЦИЯ (лат. annotation примечание, пометка) - краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., часто с критической оценкой ее.
  АНОНИМ (гр. anonymos безымянный) - 1) автор письма или сочинения, скрывший свое имя; 2) сочинение без обозначения имени автора.
  АНТАНАКЛАЗИС - игра слов, каламбур, дилогия; употребление одного и того же слова в различных значениях, например: "тот прав, у кого больше прав".
  АНТИБАКХИЙ (гр. antibakcheios) - в античном стихосложении - стопа, состоящая из двух долгих слогов и одного краткого (— — U).
  АНТИДАКТЕЛЬ (гр. antidaktylos) - то же, что анапест.
  АНТИКЛИМАКС - в риторике предложение (или период), части которого представляют ряд нисходящих по силе выражений, например "он стучал кулаком, требовал, просил, уговаривал"; противоположен климаксу.
  АНТИКРИТИКА - возражение автора или его сторонника на неблагоприятную критику в целях ее опровержения.
  АНТИМЕТАБОЛА - антиметатеза, антиметалепса; повторение во второй части предложения слов, которые в первой части стоят в ином порядке, c целью изменения смысла, например: «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть».
  АНТИСПАСТ (гр. antispastos) - в античном стихосложении - стопа, состоящая из двух долгих слогов между двумя краткими (U — — U).
  АНТИСТРОФА (гр. antistrophe) - часть текста в драматических хорах древних греков, следовавшая после строфы.
  АНТИТЕЗА (гр.antithesis противоположение) - в стилистике - сопоставление противоположных мыслей или образов для усиления впечатления, например: "я знаю, что ничего не знаю", "Война и мир" (Толстой), "Бедняк богач" (И. Шоу).
  АНТИТЕЗИС - риторическое противопоставление в одном и том же периоде, в одной и той же фразе двух совершенно противоположных выражений или слов, например: «».
  АНТИФРАЗИС - определение, данное кому-либо в противоположном, ироническом смысле. Например называют слабого - Гераклом, океан - лужой; говорят: «какой вы чистый» - грязному. Вообще - употребление слов в противоположном смысле.
  АНТОЛОГИЧЕСКИЙ (гр.) - 1) написанный в духе древнегрческой лирической поэзии; 2) относящийся к антологии.
  АНТОЛОГИЯ (гр. anthologia букв. собирание цветов) - сборник избранных произведений, преимущественно стихотворений, разных авторов.
  АНТОНОМАЗИЯ (гр. antonomasia) - род метонимии, замена имени нарицательного собственным (или наоборот), например: "Крез" вместо "богач".
  АОНИДЫ (гр. Aonides) - то же, что музы.
  АПАРТЕ - разговор про себя, в драматических жанрах употребляется как речь «в сторону»; произносится и в присутствии других лиц и условно считается неслышным для присутствующих. Основная функция апарте - сообщение зрителю всех внутренних состояний, движений, намерений и взаимоотношений действующих лиц.
  АПОКАЛИПСИС (гр. apokalypsis букв. откровение) - часть библии, одна из книг "Нового завета", содержащая мистические пророчества о "конце света".
  АПОКОПА (гр. apokope усечение) - отпадение одного или нескольких звуков в конце слова, например: "чтоб" вместо "чтобы".
  АПОКРИФ (гр.apokryphos тайный) - 1) произведения религиозной литературы с библейскими сюжетами, содержание которых не вполне совпадало с официальным вероучением, поэтому они не признавались церковью "священными" и были запрещены; 2) ложное сочинение, выдаваемое за подлинное.
  АПОЛОГ (гр.apologos) - басня, иносказательное повествование из жизни животных, большей частью поучительного содержания.
  АПОЛОГИЯ - речь или письменное произведение, направленное к оправданию или защите кого-либо или чего-либо; апологетические моменты встречаются в творчестве Достоевского, В. Соловьева и др.
  АПОСИОПЕЗА - умолчание, перерыв в конце фразы, многоточие, подчеркнутое несоответствие между объемом мысли, подлежащей выражению, и характером этого выражения, например: "Это ужас, это ... Это нужно видеть."
  АПОСТРОФА (гр. apostrophe) - стилистическая фигура, представляющая собой обращение к отсутствующему лицу как к присутствующему или к неодушевленному предмету как к одушевленному и т.д.
  АПОФАЗИЯ - риторический прием, состоящий в опровержении только что высказанного положения самим высказывающим.
  АПОФЕГМА, АПОФТЕГМА (гр. apophthegma) - краткое, меткое и остроумное изречение, афоризм.
  АРГО (фр. argot) - социальный диалект определенной замкнутой группы лиц, например, воровское арго.
  АРГОТИЗМ - слово, заимствованное литературным языком из какого-либо арго.
  АРИСТОФАНОВ СТИХ - стих античной метрики следующего строения: —UU—U—U, например «Lydia dic per omnes»; стих, употреблявшийся в аттической комедии, имевший вид анапестического септенария.
  АРКАДИЯ (фр. Arkadia) - в идиллической поэзии - "счастливая пастушеская страна".
  АРСИС (гр. поднятие) - термин античной ритмической теории, заимствованный от пляски, в такт которой шло движение стиха (поднятие ноги); обозначал то сильную, то слабую часть метрической группы, стопы и пр.
  АРХАИЗМ - устаревшее и вышедшее из употребления слово; в художественной речи - стилистическое средство, изучаемое в особом отделе стилистики.
  АРХЕОГРАФИЯ - вспомогательная дисциплина литературной науки; изучение документов, рукописных источников.
  АРХИЛОХОВ СТИХ - стих античной метрики, названный так по имени греческого поэта Архилоха; бывает малый: — U — U — «Solvitur eris hiemps» и большой: — U — U — U — U — U — U — U «Nec tenerem hyeidam mirabera quo calet inventas».
  АРХИТЕКТОНИКА - построение художественного произведения, композиция, в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п.
  АСИНАРТЕТ - стихи, состоящие из двух равных, но различных по своим размерам частей, обычно дактили и ямбы.
  АСИНДЕТОН (гр. asyndeton) - б е с с о ю з и е - стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для оживления и усиления речи, например: "пришел, увидел, победил".
  АСКЛЕПИАДОВ СТИХ - античный стих, выработанный греческим поэтом Асклепиадом конца IV, начала III в. до христ. эры; по ритму принадлежит к логаэдам; бывает малый и большой.
  АССОНАНС (фр. assonance) - 1) созвучие; 2) в стихосложении - неточная рифма, в которой созвучны только гласные, например: заросли - жалости (Брюсов).
  АСТЕИЗМ - в риторике язвительное замечание, насмешка.
  АСТРОНИМ (гр. astron звезда + onoma, onyma имя) - обозначение имени автора какими-либо типографскими знаками, например звездочками; вид псевдонима.
  АСТРОФИЧЕСКИЙ СТИХ (гр. а частица отрицания + строфа) - стих, лишенный строфической организации, не членящийся на строфы.
  АТТИЧЕСКИЙ (гр. от attikismos утонченнность, интеллектуальная образность речи, свойственные в древней Греции жителям Аттики) - а т т и ч е с к а я   с о л ь - тонкая острота, насмешка.
  АФОРИЗМ (гр. aphorismos) - изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль; для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы, например: "Человек - это звучит гордо" (М. Горький).
  АЭДЫ - певцы, древнегреческие сказители народных песен, легших в основу древнейшего эпоса.

  Б

  БАЙТ (букв. дом, палатка) - по-арабски стих, являющийся вместе с тем и древнейшей строфой (т. к. он состоит из двух полустиший: шатр или мисра - букв. половина, створка двери), а с европейской точки зрения скорее двустишием, иногда равным 30 и более слогам.
  БАКХИЙ (гр. bakcheios) - название стопы в античном стихосложении; основная ее форма: краткий слог и два долгих с ударением на первом долгом (U —́ —); употреблялась в гимнах в честь бога Вакха и у латинских поэтов.
  БАЛЛАДА (фр. ballade) - первоночально - небольшая незамысловатая песенка для сопровождения танцев; позднее форма небольшого лирического стихотворения; баллада как жанр претерпела ряд изменений и в разное время и в разных странах характеризовалась различными признаками; в настоящее время - лиро-эпическое стихотворное сюжетное произведение (типа рассказа), написанное строфами.
  БАРД (кельт. bard) - поэт и певец у древних кельтов; в торжественном стиле - поэт.
  БАСА - анакруса со второстепенным ритмическим ударением.
  БАСНЯ - жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи или аполога басня отличается законченностью сюжетного развития, от других форм аллегорического повествования, например аллегорического романа, единством действия и сжатостью изложения.
  БАТРАХОМИОМАХИЯ (война лягушек и мышей) - древнегреческая поэма в 304 стиха; написана в начале V в. до христианский эры в духе одержавшей победу демократии; карикатура на высокий стиль гомеровского эпоса, прославлявшего героев свергнутой аристократии.
  БЕДНАЯ РИФМА - рифма, в которой согласные звуки совпадают только после ударного гласного, например: «страх» и «размах».
  БЕЛЛЕТРИСТ - писатель, работающий в области беллетристики.
  БЕЛЛЕТРИСТИКА (фр. belleslettres) - художественные произведения в прозе - романы, повести, рассказы.
  БЕОВУЛЬФ (VIII в.) - англосаксонская эпопея о герое Беовульфе, который побеждает Бреку в плавании, поражает морских чудовищ, освобождает датчан от великана-людоеда Гренделя (похищавшего воинов из палат короля Хродгара) и его свирепой матери, затем он становится королем, обороняет свой народ от дракона, но сам погибает от яда убитого им чудовища; написан древнегерманским аллитерированным стихом; является эпическим памятником мирового значения наряду с песнями о Нибелунгах, Роланде, Сиде и т.п.
  БЕСТИАРИЙ (лат. bestiarius) - средневековый литературный жанр, содержащий описание зверей с аллегорическим их истолкованием.
  БЕСТСЕЛЛЕР (англ. bestseller) - ходкая книга, изданная большим тиражом.
  БИБЛИОГНОЗИЯ (руководство к познанию книг) - то же что и книговедение или библиология.
  БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - история литературы; существует наряду с критикой и теорией литературы.
  БИБЛИОФИЛИЯ (гр. букв. любовь к книгам) - собирание книг, особенно редких.
  БИБЛИЯ (гр. biblia книги) - название собрания произведений религиозной литературы, признаваемого в христианской и иудейской религиях священным. Различаются христианская и еврейская Библии; первая, кроме книг, входящих в состав еврейской Библии, содержит еще ряд произведений древнехристианской литературы, так называемый Новый завет; еврейская часть христианской Библии называется Ветхим заветом. Как целое Библия представляет собой сборник, состоящий из разносторонних частей и написанный в разные времена, в котором представлены почти все литературные жанры (ритуальные и юридические трактаты, хроники и космогонические мифы, саги и народные песни, религиозная и эротическая лирика, собрания притч и изречений и т. д.). Объединяющим началом для отдельных частей Библии является одна общая религиозная идея.
  БИСПЕЛЬ (ср.в. нем. bîspel, новонемецк. Beispiel) - форма средневековой немецкой дидактической поэзии, изложенная в двустишиях краткая притча о людях, животных или растениях.
  БИТНИК (англ. beat бить, разбить) - представитель литературного движения, возникшего в США в 50-х гг., характеризующегося субъективизмом, анархическими настроениями.
  БОГАТАЯ РИФМА - рифма, в которой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного, например: «страх» и «кострах».
  БРАХИГРАФИЯ (гр.brachys короткий + grapho пишу) - общее название всякой системы сокращенного письма.
  БРАХИКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ - стих, усеченный на стопу по сравнению с предыдущим, например: «До рассвета поднявшись, коня оседлал знаменитый Смальгольмский барон» — второй стих короче.
  БРАХИКОЛОН - короткочленное стихотворение, каждая строка которого состоит из одного слога, например: Гол Бес Шел В лес. Вдруг Стоп. Жук В лоб. Бес Рад: Влез В ад.
  БРАХИТ - античный метр, образуемый одним кратким словом; в русском стихосложении невозможен.
  БРАХИХОРЕЙ - античный метр хорей, предшествуемый кратким слогом (брахий); в русском стихосложении амфибрахий.
  БРАХМАНЫ - древнейшая форма индийской прозаической литературы, толкование предписанных ведами ритуала жертвоприношений, собрание мифов: космогонические мифы, миф о потопе, миф о жертвоприношении отцом сына и т. д.
  БРЕВИАРИЙ (Breviarium) - первоначально конспект, впоследствии - римско-католический молитвенник на латинском языке, содержащий псалмы, отрывки из священного писания отцов церкви, жития святых, гимны и др. С XVI в. эти молитвенники стали обязательными для всех католиков.
  БУКОЛИКА, БУКОЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ (гр. bukolikos пастушеский) - жанр античной поэзии, изображающий пастушескую жизнь (идиллия, пастораль).
  БУЛЬВАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА (фр.) - произведения, лишенные художественного значения и рассчитанные на невзыскательный, дурной вкус; изобилуют похождениями преступников, любовными приключениями и т.п.
  БУРИМЕ (фр. bouts rimes рифмованные концы) - стихотворение, составляемое на заданные рифмы, большей частью в порядке общей игры.
  БУРЛЕСК (фр. burlesque; ит. burla шутка) - в литературе - преувеличенно-комическое изображение; жанр комической, шуточной поэзии (б у р л е с к н а я   п о э з и я).
  БУРЯ и НАТИСК (нем. «Sturm und Drang») - революционное литературное течение в немецкой литературе второй половины XVIII в.
  БЫЛИНЫ - русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старѝн», «ста̀рин» и «старинок»; термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30-х годах XIX века любителем ученым Сахаровым на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» (кон. XII в.) «былинах сего времени»; у северных «сказителей» (исполнителей, певцов) именем старин обозначаются иногда также некоторые эпические духовные стихи и многие исторические песни, гл. обр., XVI—XVII вв., в научной литературе обычно эти произведения рассматриваются отдельно.

  В

  ВАГАНТЫ (от clerici vagantes, иначе голиарды от прованс. gualiador шутник, мистификатор, франц. gaillard малый, молодой человек) - зап.-европейская корпорация «бродячих людей», способных к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.
  ВАРВАРИЗМ (гр. babrbarismos) - заимствованное слово или выражение, несвойственное нормам данного языка.
  ВАРИАНТ (лат. varians изменяющийся) - другая передача одной и той же литературной или художественной темы.
  ВАРЛААМ И ИОАСАФ - средневековый роман-житие индийского происхождения, восходящий к преданиям о Будде.
  ВВЕДЕНИЕ - предварительные сообщения общего характера, предшествующие произведению, обычно научного характера, с целью ввести читателя в курс предмета.
  ВЕДЫ (санскр. veda знание) - древнейшие памятники индийской литературы, написанные стихами и прозой. Веды состоят из 4 сборников, содержащих религиозные гимны, песни, заклинания, обрядовые предписания, мифы, а также чисто светские стихи.
  ВЕКОВЫЕ ОБРАЗЫ - мировые, общечеловеческие, вечные образы; образы искусства, которые утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое значение и из социальных категорий превратились в психологические категории, например Дон-Кихот, Гамлет.
  ВЕЛИКОЕ ЗЕРЦАЛО - русский перевод западно-европейского сборника рассказов нравоучительного религиозно-моралистического характера.
  ВЕРБАЛИЗМ (лат. vebum слово) - пустословие; прикрытое мишурой научных терминов отсутствие настоящего знания и серьезной мысли.
  ВЕРИЗМ (фр. verisme от лат. verus истинный, правдивый) - близкое к натурализму направление в литературе, гл. обр. в Италии во 2-ой половине 19 в.
  ВЕРЛИБР (фр. vers libre) - с в о б о д н ы й   с т и х - один из видов стиха, строящийся главным образом на интонационно-синтакcической основе, без учета числа слогов и ударений в стихотворной строке (Уитмен, Верхарн и др. поэты).
  ВЕРСИФИКАТОР (лат. versificator) - человек, легко и искусно слагающий стихи, но лишенный поэтического и художественного дара.
  ВЕРСИФИКАЦИЯ (лат. versificatio) - стихосложение.
  ВИДЕНИЯ - повествовательно-дидактический жанр; cюжет излагается от имени лица, которому он открылся в сновидении, галлюцинации или летаргическом сне.
  ВИЛЛАНЕЛЬ (villanelle) - деревенская песня любовного характера, культивировавшаяся во Франции и в Италии; характеризуется трехстрочной строфой, однообразной рифмовкой и рядом повторов (припевов).
  ВИНЬЕТКА (фр. vignette) - украшение в книге или рукописи в виде небольшого рисунка или орнамента в начале или конце текста (части, главы, раздела и т.п.).
  ВИРЕЛЭ (virelai) - старофранцузская стихотворная форма с трехстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом.
  ВИРШИ (от латинского versus — стих, польское — wiersz) - один из видов тонического стиха - духовного, а затем и светского, содержания, развивавшийся на Украине с конца XVI до начала XVIII в., а затем перешедший и в русскую литературу (конец XVII—XVIII в.).
  ВОЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКАЯ (licentia poetica) - лиценция, право поэта в целях большей художественности «нарушать» как нормы общепринятого литературного языка, так и канонические формы развертывания сюжета, например "всходит месяц обнаженный при лазоревой луне" (Брюсов).
  ВОКАБУЛА (лат. vocabulum) - 1) отдельное слово иностранного языка с переводом на родной язык; 2) заголовок словарной статьи.
  ВОЛЯПЮК, ВОЛАПЮК (иск. от англ. world мир + speak говорить) - 1) искусственный международный язык, изобретенный в 1880 году Иог. Шлейером; распространения не получил; 2) набор пустых, бессодержательных фраз.
  ВУЛЬГАРИЗМ - термин традиционной стилистики; обозначение слов или оборотов, применяемых в просторечии, но не допускаемых стилистическим «каноном» в литературномом языке.

  Г
  
  ГАЗЕЛЬ (ар. gazal) - двустишная строфа восточного стихосложения с постоянной рифмой на конце каждого двустишия; применяется и в европейской поэзии.
  ГЕБРАИЗМ - слово или оборот речи, заимствованный из древнееврейского языка, преимущественно из языка Библии; один из видов варваризма.
  ГЕКЗАМЕТР (гр. hex шесть + metron размер) - в античном стихосложении - шестистопный дактилический стих; им написаны "Илиада" и "Одиссея" Гомера. В русском стихосложении - нерифмованный шестистопный дактило-хореический стих (дактиль в сочетании с хореем).
  ГЕО́РГИКИ (гр. georgike земледелие, сельское хозяйство) - античные стихотворения, воспевающие сельский быт и сельское хозяйство.
  ГЕПТА́МЕТР (гр. heptametron от hepta семь + metron размер) - семистопный стих.
  ГЕРМАНИЗМ - слово или оборот речи, заимствованные из немецкого языка и противоречащие нормам русской речи.
  ГЕРМЕНЕ́ВТИКА (гр. hermeneutike толкование, объяснение) - теория и искусство истолкования текста древних литературных произведений (рукописей, книг, памятников).
  ГЕРОИЧЕСКИЙ СТИХ - стих, употреблявшийся в героических или эпических произведениях, напр. гекзаметр (см.), александрийский стих ложноклассических трагедий (шестистопный ямб); в Англии и Италии Г. С. называют и пятистопный ямб, в России и Польше - силлабический тринадцатисложник и т. д.
  ГИАТУС или ГИАТ (зияние) - неудобопроизносимое стечение подряд нескольких гласных звуков в стихе на стыке двух слов, напр.: «Анастасии и Ирины», см. хиатус.
  ГИМН (гр. хвалебная песнь) - жанр религиозной лирики, выделяемый по тематическим признакам — хвалебная песнь, славословие, объединяемое тождеством восхваляемого объекта.
  ГИПЕРБАТОН (гр. hyperbaton) - стилистическая фигура, состоящая в изменении естественного порядка слов и в отделении их друг от друга вставными словами, например: "В восторге только Музы томном" (Державин); см. также инверсия.
  ГИПЕ́РБОЛА (гр. hyperbole) - оборот речи, состоящий в чрезмерном преувелечении для более сильного впечатлении, например: безбрежное море.
  ГИПЕРДАКТИЛИ́ЧЕСКАЯ РИФМА (гр. hyper над, сверх + дактиль) - рифма, в которой после последнего ударного слога идут три и более безударных слога (см. рифма).
  ГИПЕРКАТАЛЕКТИЧЕСКОЕ ОКОНЧАНИЕ - наличие в последней стопе стихотворной строки лишних (против нормального их числа) безударных слогов.
  ГИСТЕРОЛО́ГИЯ или ГИ́СТЕРОН-ПРО́ТЕРОН (гр.) - особый стилистический прием или логическая ошибка, состоящая в том, что последующее (hysteron) явление ставится перед предыдущим (proteron), например: "он умер и испустил дух".
  ГИТАГОВИНДА (древнеиндийская «Песнь о пастухе Кришне») - знаменитая лирическая драма бенгальского поэта XII в. Джайядевы, написанная на классическом лит-ом яз. Индии - санскрите. Сюжет Г. - восхваление бога Вишну в его воплощении в образе пастуха Кришны; тематическое ядро - ссора Кришны с его возлюбленной Радхой, разгневанной на него за его вольные игры с пастушками, разлука влюбленных, их томление и муки, примирение и любовная встреча.
  ГЛАВА - важная единица композиционного членения литературного произведения, обозначающая обычно временной перерыв в течении событий или, при многопланности сюжета, - переход от одной сюжетной линии к другой; стилистически показательно членение частей романа или поэмы на равное и круглое число глав приблизительно одинаковой величины.
  ГЛАГОЛИЦА - одна из славянских азбук; в настоящее время глаголица употребляется в письме и в печатных книгах в немногих славяно-католических пунктах Далматинского побережья и на близлежащем от северной части этого побережья острове Кърке (Veglia).
  ГЛОССА - стихотворение, написанное на тему стихотворного отрывка, помещенного в эпиграфе, причем каждый стих темы вплетается в соответствующую строфу; пишется обычно определенной строфой децимой.
  ГЛОССОЛА́ЛИЯ (гр. glossa непонятное слово + laleo говорю) - в фольклоре (в заговорах, припевах и т.д.) - лишенные смысла звукосочетания, например: "Юли-юли стояла".
  ГНО́МА (гр. gnome) - краткое изречение (чаще в стихотворной форме).
  ГОВОРНОЙ СТИХ (sprechvers) - стих, требующий - в отличие от стиха декламационного - произношения, близкого к интонации обычной разговорной речи.
  ГОЛЕМ (евр. Goilom) - весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке Големе, созданном из глины для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и гл. обр. для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения.
  ГОНОРАР - гонорар литературный - вознаграждение, получаемое литератором за его труд.
  ГРАДА́ЦИЯ (лат. gradatio постепенное возвышение, усиление) - климакс, в риторике - нанизывание выражений со все усиливающимся значением, например: "победил, разгромил, уничтожил".
  ГРАФОМА́НИЯ (гр.) - болезненная страсть к писанию, к многословному, пустому, бесполезному сочинительству.
  ГРОТЕ́СК (от фр. grotesque причудливый, затейливый; комический, смешной) - в литературе изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде.

  Д

  ДАДАИ́ЗМ (от фр. dada деревянная лошадка) - зародившееся в 1916 г. литературно-художественное течение. Программой дадаистов было нарачито бессмысленное, хаотическое восприятие действительности. Дадаизм просуществовал лишь до 1922 г. и послужил базой для развития сюрреализма.
  ДА́КТИЛЬ (от гр. daktylos палец) - стихотворный размер, стопы которого в античном стихосложении состоят из одного долгого и двух кратких слогов; в русском стихосложении - из трех слогов с ударением на первом слоге, например: " Ту́чки не|бе́сные, | ве́чные | стра́нники" (Лермонтов).
  ДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ - иначе двусложные - размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей - сильной и слабой, или наоборот - слабой и сильной (Ú U - хорей и U Ú - ямб).
  ДВУСТИШИЕ - простейшее строфическое образование из двух стихов, обычно скрепленных рифмой.
  ДЕВИ́З (фр. devise) - превоначально надпись на гербе; краткое изречение, в котором выражается главная, руководящая мысль, например девиз Вольтера: "Жить - значит мыслить" (Цицерон, «Тускуланские беседы»).
  ДЕЙСТВИЕ - 1) синоним термина акт; 2) поступок героя произведения, который характеризует его волевую направленность (драматический прием); 3) одно из звеньев в цепи событий, именуемой фабулой произведения.
  ДЕКАДЕНТСТВО (упадочничество, от французского decadence упадок) - термин для обозначения лит-ого течения, появившегося во Франции в 80-х гг. XIX в. и в 90-х возникшего в России, Германии и др. странах. Теоретической основой декадентства является субъективный идеализм, теория "искусства для искусства"; наряду с Д. для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».
  ДЕКАЛО́Г (гр. deka десять + logos слово) - десять заповедей в библии.
  ДЕКЛАМАЦИОННЫЙ СТИХ - иначе декламативный, мало употребительный термин; стих риторического типа, например ода, где преобладает логическая интонация, система вопросительных и восклицательных предложений и т. п.
  ДЕМОНИЗМ - явление литературной сюжетики, перемещение традиционных (в частности, установленных богословской традицией) отрицательных и положительных характеров и введении отрицательного характера в качестве героя. Для Д. типично не столько абсолютное приятие зла, сколько раскрытие положительных черт во внешне отрицательном образе.
  ДЕМОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - литература, излагающая в наукообразной форме (трактатов, рассуждений) утверждаемые известной религией воззрения на враждебных главному божеству (ам) духов (демонов, «нечистую силу»). Д. л. представлена в средневековой христианской и иудейской письменности, в лититературах Востока (исламской, буддийской и др.), в античной, в европейских литературах XV-XVII вв.
  ДЕ́ЦИМА (лат. decima десятая) - строфа из десяти строк.
  ДЗЁРУРИ - возникший в Японии особый жанр драматической ритмованной прозы, предназначенной специально для речитативного пения.
  ДИ (dit, dict буквально сказ) - в старофранцузской литературной терминологии - обозначение относительно короткого стихотворного произведения преимущественно дидактического характера, тематически совершенно неопределенного; название Д. дается как рифмованным легендам и житиям святых, так и повестям светского и даже легкого содержания, приближающимся по технике то к фаблио, то к лэ.
  ДИАЛЕКТИЗМ - лингвистический термин, объединяющий старые более узкие термины традиционной стилистики: вульгаризм, провинциализм и др., и обозначающий слово или выражение всякого диалекта, местного или социального, введенное в литературный язык;
  ДИАЛО́Г (гр. dialogos) - литературное произведение, написанное в форме разговора.
  ДИАСТОЛА - в античной метрике употребление краткого слога вместо долгого в сильной части стопы, в противоположность систоле; в силлабо-тонической теории Д. называют произношение ударного слога, как неударного, т. е. его атонацию, например: «Час близок; может быть, увы, | Меня не будет - будьте вы» (Дмитриев).
  ДИАТРИ́БА (гр. diatribe уничтожение; распря) - резкая, желчная, придирчивая речь с нападками личного характера.
  ДИВАН (соб. счетная книга, канцелярия) - в языках Ближнего Востока - собрание лирических стихотворений одного поэта или группы их, объединяемой по какому-нибудь признаку (напр. «Диван племени Хузайль»); cтихотворения располагаются в алфавитном порядке их рифм.
  ДИДАКТИ́ЧЕСКИЙ (гр. поучительный; относящийся к дидактике - поучительности, наставительности) - д и д а к т и ч е с к а я   п о э з и я - поэзия, использующая стихотворную форму для изложения научных, моральных и т.п. положений для поучения читателей.
  ДИЗЪЮ́НКЦИЯ (лат. disjunctio) - в риторике противопоставление взаимоисключающих, но однородных признаков, например "все или ничего".
  ДИЛО́ГИЯ (гр. di(s) дважды + logos слово, понятие) - два романа или два драматических произведения, связанные единством замысла.
  ДИПО́ДИЯ (гр. dipodia) - в античной поэзии - сочетание двух стоп, при котором вторая стопа несет на себе более сильное ритмическое ударение.
  ДИСТИХ (гр. distichon) - двустишие, строфа из двух стихов.
  ДИФИРА́МБ (гр. dithyrambos) - в поэзии произведение, близкое к оде.
  ДО́ЙНА (рум. doina) - народная песня в Молдавии и Румынии. Дойны возникли как пастушеские песни; позднее на ряду с лирическими песнями возникают эпические.
  ДОЛЬНИК - иначе паузник - вид тонического стиха, в единицах которого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной и могут даже совсем отсутствовать, например: «Дней бык пег, | Медленна лет арба, | Наш бог бег, | Сердце наш барабан». (Маяковский); общая формула X Ú Х Ú Х Ú и т. д.
  ДОМИНАНТА - главенствующий прием, необходимый в создании художественного целого; cовокупность Д. является определяющим моментом в образовании литературного жанра.
  ДОХМИЙ - пятисложная восьмимерная стопа греческой метрики; схема U — — U —; в латинской поэзии не употреблялся.
  ДРАМА (гр. drama действие) - один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой); в широком смысле - всякое сюжетное литературное произведение, написанное в разговорной форме и без авторской речи (драматическое произведение); большей частью предназначается для представления в театре; в узком смысле - литературное произведение такого рода, отличающееся от комедии серьезностью конфликта, глубиной переживаний.
  ДРАМА ВЕРТЕПНАЯ - драма марионеток; получила свое название от вертепа - кукольного театра, имеющего форму двухэтажного деревянного ящика, по архитектуре напоминающего сценическую площадку для представления средневековых мистерий.
  ДРУИДЫ (галл. druidae, древн.-ирл. druid) - жрецы и поэты у кельтских народов, оганизованные в виде замкнутой касты и тесно блокировавшиеся с королевской властью; Д. были хранителями героических преданий и мифологических поэм.
  ДУМЫ - украинские исторические песни особой формы, свободные по ритму и лишенные строфического членения, создавшиеся в казацкой среде XVI-XVII веков и записанные в XIX в. от профессиональных певцов кобзарей;
  ДУХОВНЫЕ СТИХИ - эпические, лирико-эпические или чисто лирические песни религиозного содержания. Большею частью Д. с. поются нищими слепцами - «каликами перехожими» - пилигримами. Однако в живом устном бытовании Д. с. эпического склада (например о Голубиной книге, об Егории Храбром, о Федоре Тироке, об Анике воине и др.) не отделяются от былин, идут под общим названием «старин» и не всегда являются достоянием нищих певцов-профессионалов.

  Е
  
  ЕВАНГЕЛИЕ (от гр. evangelion «благая весть») - термин, прилагаемый к четырем так называемым «каноническим» Е., т. е. принятым христианской церковью в качестве единственно подлинного рассказа об учении Иисуса. Из этих четырех Е. два приписываются непосредственным ученикам Иисуса, Матфею и Иоанну, а другие два - «ученикам учеников», а именно Марку, как ученику апостола Петра, и Луке, как ученику апостола Павла, который хотя и не был, по христианской традиции, прямым учеником Иисуса, но занял равное положение с непосредственными сподвижниками последнего. Три Е. - Матфея, Марка, Луки - объединяются в группу «синоптических» (от греческого «synopsis» — «свободное обозрение»), дающих сводку всего якобы известного об Иисусе и вдобавок сходных по характеру повествования и по изложению, в то время как четвертое - Иоанна - стоит несколько особняком и по своим философски-гностическим тенденциям.
  ЕВТЕ́РПА (гр. Euterpё) - в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница лирической поэзии и музыки.
  ЕВФЕМИЗМ, ЭВФЕМИЗМ (гр. - благоречие) - замена слов, признанных грубыми или непристойными, посредством описательных выражений, иностранных слов или бессмысленных созвучий ("не сочиняйте" вместо "не врите", «в интересном положении» вместо «беременная», «клозет» вместо «нужник», «елки-палки» и т. п.). Характерно, что новые обозначения непристойных предметов и явлений с течением времени теряют характер Е., начинают восприниматься как грубость или прямое указание на непристойный предмет и в свой черед становятся грубыми или непристойными.
  ЕВФОНИЯ (чаще эвфония) - учение о звуковой организации поэтической речи.
  ЕДИНСТВО - термин классической драматургии; требование единств действия и времени, как обязательных для высокой классической трагедии.
  ЕККЛЕЗИАСТ (гр. оратор в народном собрании, проповедник в общине, перевод еврейского Koheleth) - одна из так называемых канонических книг Ветхого завета, вместе с «Притчами» и «Песнью песней» принадлежит к «соломоновскому» циклу ветхозаветной литературы; по существу сборник размышлений, афоризмов и сентенций абстрактно-философского и дидактического характера; c точки зрения правоверного иудаизма эта книга полна ереси и тем самым резко противоречит другим книгам Библии.
  
  Ж
  
  ЖАНР (фр. genre род, вид) - исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; многообразие жанров в искусстве обусловлено тем, что его произведения отражают различные стороны действительности, имеют различные задачи и назначение; основные жанры в литературе: эпический (роман, повесть, рассказ и т.д.), лирический или лирика, драматический (трагедия, комедия, собственно драма и т.д.).
  ЖАРГО́Н (фр. jargon) - речь какой-либо социальной или профессиональной группы, отличающаяся особым составом слов и выражений, иногда специфическим произношением (ср. арго).
  ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной системы, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов.
  
  З
  
  ЗАВЕЩАНИЕ - как литературныйый жанр - использование словесной формы (зачина, формул, композиции, заключения) юридического завещания для разработки дидактической или сатирической тематики; как дидактический жанр З. вливается в общую форму поучения (см.); как сатирический жанр завещание выступает наряду с другими пародиями юридических форм.
  ЗАВЯЗКА - одна из начальных стадий в развитии сюжета литературного произведения; в завязке создаются («завязываются») те конфликты, которые будут углубляться в процессе дальнейшего развития действия, вплоть до развязки, эти конфликты разрешающей.
  ЗАГАДКА - замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры; вид параллелизма, например: "Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица." (Ветер).
  ЗАГЛАВИЕ - определение содержания литературного произведения, помещаемое обычно впереди последнего; не всегда обязательно, например в лирической поэзии заглавия часто отсутствуют.
  ЗАГОВОР - заклинательная словесная формула, которой приписывается магическая сила; русские заговоры часто обозначаются и другими названиями, имеющими видовое значение, как-то: наговоры, обереги, заклинания, присушки, отсухи, шептанья, слова и т. д.; одна из наиболее распространенных форм словесного творчества.
  ЗАИМСТВОВАНИЕ - в литературе - частный случай литературного влияния, выражающийся в том, что один писатель включает в свое произведение элементы чужого произведения (тематику, стилистические особенности, композиционные приемы); крайний случай литературного заимствования - полное повторение таких подробностей при отсутствии на то указаний со стороны заимствовавшего - носит название плагиата.
  ЗАУМЬ - заумный язык, заумная поэзия; явилась одним из основных творческих принципов русского кубофутуризма, футуризма. (Хлебников, Петников, Крученых).
  ЗАЧИН - вступление к былине при помощи какой-либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием (в отличие от прибаутки или запева, этой связи не имеющих) хронологически, географически и т. п., например: «Как во славном во городе во Киеве, У ласкового князя у Владимира» и т. д.
  ЗЕНД-АВЕ́СТА - см. Авеста
  ЗЕФИ́Р (гр. zephyros) - поэт. легкий теплый ветерок.
  ЗОИ́Л - несправедливый, придирчивый критик.
  
  И
  
  ИДЕ́Я (гр. idea понятие, представление) - главная основная мысль художественного, научного или политического произведения; наряду с основной идеей произведение содержит в себе ряд частных идей.
  ИДИ́ЛЛИЯ (гр. eidyllion) - стихотворение, в котором идеализированно изображается жизнь "людей природы" - рыбаков, пастухов, земледельцев; возникла в древней Греции как разновидность придворной поэзии и вызвала подражание в новой европейской литературе.
  ИДИО́М (фр. idiome от гр. idioma язык, наречие) - 1) местное наречие, говор; 2) то же, что идиома.
  ИДИО́МА (гр. idioma своеобразное выражение) - свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, значение которого не совпадает со значением составляющих его слов, взятых в отдельности, например русские выражения "остаться с носом", "собаку съел" и т.д.
  ИДИОМАТИ́ЗМ - то же, что идиома.
  ИДИОМА́ТИКА - 1) совокупность идиом какого-либо языка; 2) учение об идиомах.
  И́ДО (на языке эсперанто ido потомок) - один из многочисленных искусственных языков, вариант эспернато.
  ИЗО́КОЛОН (гр. isokolon) - риторическая фигура, при которой в отрезке речи части предложений расположены в одинаковом порядке, полный параллелизм, например: "Внимает он привычным ухом свист. Марает он единым духом лист" (Пушкин).
  ИЗОСИЛЛАБИ́ЗМ (изо... + гр. sylabё слог) - равносложность стиха, слоговое равенство строк между собою - главный признак силлабического стихосложения; соблюдается обычно также и в силлабо-тоническом стихе.
  ИЗОХРОНИ́ЗМ (изо... + гр. chronos время) - равновременность стиха, деление стиха на ритмические отрезки, равные между собой по времени, необходимому для их произнесения, например в античном стихосложении.
  ИКТ (лат. ictus удар; ударение) - ритмическое ударение или акцент стиха.
  ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (лат. illustratio) - 1) изображение, поясняющее или дополняющее какой-либо текст (книги, журнала, газеты); 2) пример, поясняющий что-либо; приведение примеров для более наглядного и убедительного объяснения.
  ИМАЖИНИ́ЗМ (фр. image образ) - упадочное декадентское литературное направление в Англии в начале 20 в.; в России существовало в виде незначительной группировки; исходило из формалистического представления о том, что литературное творчество сводится к созданию словесных образов, каждый из которых имеет самостоятельное значение и не требует смысловой связи с другими образами.
  ИНВЕРСИЯ (лат. inversio переворачивание; перестановка) - лингв., поэт. перестановка слов, нарушающая обычный порядок их в предложении; применяется в стилистических целях.
  
  К

  КАЛАМБУР (фр. calembour) - игра слов, основанная на их звуковом сходстве при различном смысле (см. также каламбурная рифма).
  КАЛАМБУРИСТ - мастер придумывать каламбуры.
  КАЛАМБУРНАЯ РИФМА - составная рифма, образованная неожиданным сочетанием слов, например: "даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром" (Минаев).
  КАЛЕВАЛА - эпос карело-финского народа, собранный Э. Ленротом и изданный им в 1835 г. Калевала отражает древний быт и воззрения карельского народа. Главный герой Калевалы - певец, земледелец, рыбак и охотник Вяйнямейнен.
  КАЛЕВИПОЭГ - эстонский народный эпос, составлен и издан в 1861 г. Ф. Крейцвальдом; в основе эпоса лежат народные предания и песни о богатыре-исполине Калеве.
  КАЛЛИОПА (гр. Kalliope) - в древнегреческой мифологии - старшая из девяти муз, покоровительница эпоса и красноречия.
  КЛИМАКС - вид градации, ряда выражений, относящихся к одному и тому же явлению; причем выражения эти располагаются в порядке повышающейся значимости, т. е. так, что каждое из них усиливает значение предыдущего («нарастание»), например: «Вы должны были бы... испустить ручьи... что я говорю! - реки, озера, моря, океаны слез» (Достоевский).

  Л
  
  ЛИРИКА (гр. lyrikos лирический, поющийся под звуки лиры, чувствительный) - 1) один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой); отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, ею вызванных; характерной особенностью лирики является стихотворная форма.
  ЛИТЕРАТУРА (лат. lit(t)eratura) - 1) в широком смысле слова - совокупность письменных и печатных произведений (научных, художественных, философских и т.п.) того или другого народа, эпохи или всего человечества; 2) в узком смысле - художественное творчество, выраженное в слове, т.е. художественная литература; 3) совокупность печатных произведений по определенному предмету, вопросу.
  ЛИТОТА, ЛИТОТЕС (гр. litotes - простота) - вид метонимии: а) оборот речи, обратный гиперболе, преуменьшение, например: "лошадь величиной с кошку"; б) замена какого-либо выражения другим, равнозначным, поставленным в отрицательной форме; например, вместо "согласен" говорят "не возражаю".
  ЛИЦЕНЦИЯ (лат. licentia) 1) позволение; 2) поэтическая лиценция - поэтическая вольность - отступление от общепринятых правил грамматики, стилистики и стихосложения с той или иной художественной целью, например перенос ударения в слове и т.п.
  ЛОГОГРАФЫ (гр. logographoi) - древнегреческие писатели, излагающие в прозе народные предания и эпические поэмы.
  ЛОГОГРИФ (гр. logos слово + griphos сеть; загадка) - род шарады или загадки, в которой задуманное слово превращается в другое слово путем перестановки или выбрасывания слогов или букв, например: целое - часть дерева, без одной буквы - река, без двух - местоимение, без трех - предлог (крона, Рона, она, на).

  М

  МАНУСКРИПТ (лат. manuscriptum) - рукопись, гл. обр. древняя.
  МЕТАТЕЗА (гр. metathesis перестановка) - перестановка звуков внутри слова, например "тарелка" вместо "талерка" (польск. talerz, нем. Тeller).
  МЕТАФОРА (гр. metaphora перенос) - оборот речи, троп: а) в широком смысле - всякое иносказание, образное выражение понятия; б) употребление слова или выражения в переносном смысле, то есть перенесение на данный предмет (явление) характерных признаков другого предмета (явления), например "угрызения совести", "железная воля"; перенос значения основан на сходстве или на контрасте; в метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
  МЕТОНИМИЯ (гр. metonymia переименование) - оборот речи, троп - замена одного слова другим на основании смежности двух понятий, например "лес поет" вместо "птицы в лесу поют"; "читать Пушкина" вместо "читать сочинения Пушкина".
  МЕТР (гр. metron мера) - 1) поэт. стихотворный размер, схема стихотворной речи с точки зрения распадения ее на стопы.
  МЕТРИКА (гр.metrike, metron мера, размер) - поэт. учение о стихотворных размерах и ритме стихов.
  МОРА (лат. или гр. протос хронос) - единица отсчета времени в стихе у античных теоретиков метрики. За М. принимается время, требуемое для произнесения краткого слога /U/, а длительность долгого слога /—/ определяется в две М. Соответственно этому античная метрика знает стопы: двухморные - пиррихий /UU/; трехморные - ямб /U—/, трохей /—U/, трибрахий /UUU/; четырехморные - дактиль /—UU/, анапест /UU—/, спондей /— —/ и т. д. Совместность различных вариаций чередования слогов в стихах одинаковой структуры, так наз. ипостаса одной стопы другой, напр. дактиля /—UU/ спондеем /— —/, объясняется их равноморностью (в данном случае обе стопы четырехморны).

  О

  ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.

  П

  ПАЛЕЯ (гр. palaia (biblia) древние книги) - памятник древнерусской письменности, содержащий краткое изложение ветхозаветной истории с апокрифическими сказаниями и толкованиями.
  ПАЛИНДРОМ(ОН) (гр. palindromeo бегу назад) - "перевертень" - слово, фраза или стих, одинаково читающиеся слева направо и обратно, например "искать такси", "чин зван мечем назвничь" (Хлебников).
  ПАЛИНОДИЯ (гр. palinodia песнь, противоположная прежней) - в древнегреческой поэзии - стихотворение, в котором автор отрекается от сказанного им в других стихотворениях.
  ПАРАБОЛА (гр. parabole приближение) - иносказание, притча, небольшой иносказательно изложенный рассказ нравственно-поучительного содержания.
  ПАРАПЛЕРОМА - см. плеоназм.
  ПАРАФРАЗА (гр. paraphrasis описательный оборот, описание) - передача своими словами, пересказ чужих текстов, мыслей и т.п. (см. перифраза).
  ПЕСНЯ - первичный вид музыкально-словесного высказывания; фольклорный жанр, к-рый в широком своем значении включает в себя все, что поется, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
  ПЛЕОНАЗМ (гр. pleonasmos излишество) - 1) многословие; 2) стилистический оборот речи, содержащий однозначные и как бы излишние слова, например: "темный мрак" (плеонастический эпитет); речевое излишество, вкрапление в речь слов, ненужных со смысловой точки зрения: "самый лучший", "толпа людей", "никогда не был" (тавтология); п. часто используется как стилистический прием, напр. в фольклоре - "грусть-тоска", "путь-дорога", "во саду ли, в огороде" (параплерома) и др.
  ПЛЕОНАСТИЧЕСКИЙ - относящийся к плеоназму, содержащий плеоназм, напр. п. стиль, п. эпитет.
  ПОЭЗИЯ (гр. poiesis) - 1) искусство образного выражения мысли в слове; словесное художественное творчество; 2) в узком смысле - стихотворная, ритмически построеная речь (противополагается прозе); 3) совокупность стихотворных произведений какого-либо народа, времени, какого-либо поэта или группы; 4) * очарование, обаяние.
  ПОЭМА (гр. poiema) - 1) сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах, стихотворная повесть или рассказ, например "Медный всадник" Пушкина.
  ПОЭТ (гр. poietes) - стихотворец, писатель, создающий произведения в стихах.
  ПОЭТЕССА (фр. poetesse < гр. poietes поэт) - женщина, пишущая стихи, женщина-поэт.
  ПОЭТИЗИРОВАТЬ (фр. poetiser < гр.) - представлять что-либо в идеальном виде, в поэтических красках, приукрашивать, идеализировать.
  ПОЭТИКА ( гр. poietike) - 1) раздел науки о художественной литературе, теория литературы; 2) теория поэзии; 3) совокупность и система художественных принципов и особенностей какого-либо направления или поэта.
  ПОЭТИЧЕСКИЙ - относящийся к поэзии, исполненный поэзии;  п - а я   в о л ь н о с т ь - см. лиценция.
  ПОЭТИЧНЫЙ - проникнутый поэзией.
  ПРОЗА (лат. prosa) - 1) нестихотворная речь; нестихотворная литература; 2) * обыденность, повседневность.
  ПРОЗАИЗМ (лат., см. проза) - оборот, характерный для обыденной, повседневной, деловой, научной речи, вставленный в поэтическое произведение.
  ПРОЗАИК (лат. prosaicus) - 1) автор литературных произведений, пишущий прозой (романы, рассказы и т.п.); 2) * человек с мелочными, узко практическими интересами.
  ПРОЗАИЧЕСКИЙ - 1) написанный прозой, не стихотворный; не поэтический; 2) * будничный, обычный.

  Р

  РАССКАЗ - в жанровом значении небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение с реалистической окраской, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде и т. п.
  РУБАИ (неправильная транскрипция с персидского (фарси) – РУБОИ)) – возникшее и распространившееся на Востоке в VII…XII веках строение стиха, содержащего в себе законченную мысль в четырех строках. У более поздних авторов наблюдается написание стихов с классическим строем РУБАИ, но содержащих более одного четверостишия; cуществует несколько канонических способов написания (строения) РУБАИ: наиболее общий (классический) (третья строка не рифмуется) ХХХХХ-U | XXXXX-U | XXXXXXX | XXXXX-U, золотой канон (наиболее ценится на языке оригинала) (третья строка рифмуется обратно-перекрестно с остальными) ХХХ-V XXX-U | ХХХ-V XXX-U | XXX-U ХХХ-V | ХХХ-V XXX-U, cтрой, содержащий повторяющийся риторический вопрос (утверждение) при каждом повторении которого (вопроса (утверждения)) его смысл либо меняется, либо усиливается (третья строка не рифмуется) XXX-U-W | XXX-U-W | XXXXХХХ | XXX-U-W, где U и V – рифмующиеся слова, Х – нерифмующиеся слова, W – повторяющийся риторический вопрос (утверждение). (Источник: Сергей Стукало).

  С
  
  СИНЕКДОХА (гр. synekdoche) - вид метонимии, стилистический оборот, состоящий в употреблении большего вместо меньшего, целого вместо части, общего вместо частного, например: "защита требует оправдания подсудимого" (вместо защитник), или наоборот - меньшего вместо большего и т.д., нпример: "к нему и птица не летит и зверь нейдет" (вместо "птицы", "звери"), "- Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? " (вместо "французам").
  СИНОПСИС (гр. sinopsys обозрение) - 1) сборник сведений, статей, материалов по какому-либо вопросу (гл. образом по истории), чаще всего расположенных хронологически; 2) в богословской литературе - свод отрывков или сокращенное изложение толкований священного писания.
  СРАВНЕНИЕ - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой («сильный, как лев», «сказал, как отрезал»). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» и т.д.
  СТИЛИСТ - человек, владеющий искусством литературного стиля, пишущий хорошим стилем.
  СТИЛИСТИКА - 1) раздел теории литературы, рассматривающий свойства языка художественной литературы; 2) в языкознании - раздел, посвященный изучению выразительных средств языка.
  СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА - оборот речи, применяемый для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.
  СТИЛЬ (фр. style < гр. stylos палочка (у древних греков для письма)) - 1) единство основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве писателя. В более широком смысле - то же, что течение в искусстве, т.е. единство основных идейно-художественных особенностей ряда писателей; 2) слог писателя; 3) прием, способ, метод работы.
  СТИХ (гр. stichos ряд) - отдельная строка стихотворения.
  СТИХОМИТРИЯ (гр. stichomythia) - распределение стихов между говорящими лицами драмы с таким расчетом, чтобы каждый ответ состоял из одного стиха.
  СТОПА (др.-греч. лат. pes) - термин античной метрики, к-рый означает сочетание долгих и кратких слогов, закономерно повторяющееся в стихе. С. является ритмической единицей античного стиха, т. е. наименьшей ритмической группой, подчиненной одному главному ритмическому ударению. Состав с. колеблется от двух до шести мор (см.). Сильная часть с., отмеченная ритмическим ударением, сперва называлась тесисом; слабая, в к-рой ритмическое ударение отсутствует, - арсисом. Позднейшие метрики стали обозначать сильную часть стопы арсисом, а слабую тесисом. Термин с., вместе с другими понятиями античной метрики, был перенесен в русское стихосложение для обозначения ритмической группы из одного ударяемого и одного или нескольких неударяемых слогов (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Однако c. в русском стихе (особенно двусложная) не является закономерно повторяющейся ритмической единицей вследствие частых пропусков ритмических ударений (см. ипостаса) и несоизмеримости этих ударений по силе. Поэтому в современной теории русского стихосложения появляется тенденция отказаться от понятия c. и считать основной ритмической единицей стих.

  Т
  
  ТАВТОЛОГИЯ (гр. tauto то же самое + logos слово) - 1) содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в повторении одних и тех же или близких по смыслу или звуковому составу слов (напр., лежмя лежать, истинная правда); 2) в логике - логическая ошибка в определении понятия, состоящая в том, что определение подменяется изменением словесной формы определяемого понятия; в математической логике - высказывание, функция истинности которого является положительной для всех ее переменных значений.
  ТРОП (гр. tropos - поворот, оборот речи) - слово или фраза в переносном, иносказательном значении, образное выражение, важный элемент художественного мышления (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.).

  Х
  
  ХИА́ЗМ (гр. chiasmos расположение чего-либо в виде греческо буквы Х [хи]) - 1) лингв. перестановка главных частей предложения; 2) один из видов синтактического параллелизма, при котором вторая половина фразы построена в обратном порядке членов (например: "В жаркое лето и в зиму метельную").
  ХИА́ТУС (лат. hiatus отверстие) - лингв. зияние, стык гласных; неблагозвучие, получающееся при встрече нескольких гласных, особенно одинаковых, например: "о оазис!".
  ХОРЕ́Й (гр. choros хор) - стихотворный размер, стопы которого в античном стихосложении состоят из долгого и краткого слога; в русском стихосложении - из двух слогов с ударением на первом слоге, например: "Бу́ря | мгло́ю | не́бо | кро́ет" (Пушкин).

  Э
  
  ЭЛЛИПСИС (гр. elleipsis) - опущение в речи слов, легко подразумеваемых, например: "я домой" вместо "я иду домой".
  ЭПИСТРОФА (гр. epistrophe поворот назад, вращение) - риторическая фигура, состоящая из повторения одного и того же слова или оборота.
  ЭПИТЕТ (гр. epitheton букв. приложение) - определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть его характерное свойство, придать ему художественную выразительность, поэтическую яркость (например: "шелковые кудри").
  ЭПОС (гр. epos слово, рассказ, песня) - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные жанры эпоса: рассказ, баллада, повесть, поэма, роман, эппопея.
  ЭРАТО (гр. Erato) - в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница поэзии.
  ЭССЕ (фр. essai букв. опыт) - очерк (научный, исторический, публицистический).
  ЭССЕИСТ (фр. essayiste) - автор очерков (см. эссе).

  Я

  ЯМБ (гр. iambos) - 1) стихотворный размер, стопы которого в античном стихосложении состоят из краткого и долгого слога; в русском стихосложении - из двух слогов с ударением на втором слоге, например: "она' | в семье ' | свое'й | родно'й | " (Пушкин); 2) ямбы в древнегреческой поэзии - произведение, по характеру близкое к сатире.
  ЯМБИЧЕСКИЙ - относящийся к ямбу; состоящий из ямбов.
  ЯМБОХОРЕЙ - в античном стихосложении - четырехсложная стихотворная стопа, состоящая из ямба и хорея.



  Источники:
  1) Словарь иностранных слов (Изд. "Советская Энциклопедия", Москва, 1964 г.);
  2) http://feb-web.ru.